воскресенье, 23 октября 2016 г.

Рукоделие в усадьбе. История и мечты

Читаю сейчас мемуары Анны Григорьевны Достоевской и вспомнила, как в сентябре, возвращаясь из Карелии через Новгородскую область, побывала в двух усадьбах - Некрасова и Достоевского. Там я видела рукодельные уголки жён наших классиков, захотелось показать их здесь.

Итак, мы отправляемся в довольно захолустный, хоть и стоит он на Ленинградском шоссе, провинциальный городок под названием Чудово. Небольшой, чистый и скромный, он производит довольно приятное впечатление на заезжего туриста, но в нём чувствуется удалённость от крупных городов. И вот в этом-то медвежьем углу Некрасов приобрёл себе охотничий домик, который был назван Чудовская Лука.


Очень люблю гулять по усадьбам и паркам, особенно, в выходные и санитарные дни, и особенно, осенью, когда ещё тепло и красиво, но уже безлюдно, и можно побродить в тишине. Но в Чудовской Луке я смогла погулять только по дому писателя, потому что вместе с Империей в истории растяли и огромные площади усадебных садов. 



Супруга Зинаида Николаевна, последняя спутница жизни Николая Алексеевича, как поведала мне экскурсовод, была большой любительницей вышивания, и стены дома были украшены её работами. Их, увы, не сохранилось, зато уцелел рукодельный столик в восточном стиле. На полу очень колоритно лежит медвежья шкура, подчёркивая увлечение хозяина дома охотой. Думаю, было очень уютно сидеть за вышиванием, поставив ножки на такой тёплый, пушистый ковёр.


Мне также очень понравилась спальня Зинаиды Николаевны - небольшая уютная комната. 


Ковёр на стене напомнил некоторые разработки Long Dog Samplers. А какое душевное покрывало в осенней гамме!


В гостиной на пианино стояли ноты с романсом тех времён. Я не знаю, на каком языке исполнялся романс во времена супругов Некрасовых, возможно, что на итальянском, если судить по жанру - неаполитанская песня. Мне больше понравился русский текст рубежа XIX-XX веков, он как-то ближе сердцу. 




Я нашла в сети восхитительный ресурс с пластиночными записями и послушала эту музыку из прошлого. Очень хотела встроить сюда плеер, но не вышло, так что предлагаю сходить по ссылке: здесь запись с исполнением Фигнера, чья фамилия фигурирует в нотах, но больше мне понравилось исполнение Камионского, оно здесь. И - привожу слова этой очаровательной песни.

Источник здесь
Слушая его, мне вспомнился "Ионыч", рассказ, который я очень люблю и много раз перечитывала. Кажется, что именно вот в таком городке и мог жить чеховский доктор... 

Но не будем задерживаться в Чудово, поспешим дальше! Последним пунктом моего путешествия стала летняя дача Достоевских в Старой Руссе. Вначале семья снимала этот дом, а после смерти хозяина выкупила и, таким образом, обзавелась своим первым гнездом, пусть и только летним. 


Русса, как известно, водный курорт. Она и поныне остаётся им. Милый, тихий и приземистый городок. Там нет зданий выше пяти этажей, а в исторической части города - выше двух. И течёт живописная речка Полисть с притоками. Вдоль одного из притоков - речки Перерытицы (теперь обозначена как Порусья) и располагается мощёная улица, где стоит дача Достоевских. Сейчас это район частной застройки с небольшими скромными и опрятными домиками.


Дом писателя безыскусен снаружи и по сути представляет собой простой куб с двускатной крышей. Но внутри он очень уютен. 


Окна кабинета Фёдора Михайловича, гостиной и терассы выходят на речку Перерытицу, по берегам которой растут вековые вётлы, берёзки, создавая умиротворяющий пейзаж.



Анна Григорьевна, помимо всех её семейных забот, была также любительницей рукоделия. Экскурсовод приводила цитату из её дневника, подтверждающую это, но я пока не нашла её в мемуарах, а гугл хранит молчание. Позже обязательно добавлю, а пока посмотрите на это чудесное старое зеркало!


Подлинный столик хозяйки дома с салфеткой, вышитой дочерью Любой, и рукодельные принадлежности XIX века. Как жаль, нельзя их потрогать и рассмотреть в подробностях!  


Интересно, как на эти пяльца крепилась ткань? А эта игольница с винтовым креплением к столу, неужели это просто игольница, или она держала ещё что-нибудь? И как эта вышивка справа напоминает семплер!


Рабочий стол и два стула также принадлежали Анне Григорьевне, а ещё - папка для документов (на диване). Комната очень светлая и уютная, вышивать в такой было бы одно удовольствие, но думаю, что рукодельные часы нечасто выпадали супруге писателя, ведь она была постоянной помощницей мужа в литературных делах: стенографировала его романы, затем расшифровывала записанное, занималась издательской деятельностью, а время для драгоценных детей и забот по дому?.. Хотя, может я не права, это же был позапрошлый век, когда время текло гораздо медленнее и всё успевалось...

Рабочий стол А.Г. в её комнате

Кабинет Фёдора Михайловича. Слева бюро, за которым стенографировала Анна Григорьевна
Как хочется и мне в XXI веке успевать хотя бы самое важное и при этом сохранять бессуетный темп жизни, но как это сделать? В особенности, живя в мегаполисе. В городе мне всё время кажется, что я что-то забыла, куда-то надо бежать и что-то сделать, не упустить, успеть, увидеть, купить... А едва я вырвусь за кольцо, пространство вокруг расширяется, воздуха становится больше и все дела как-то сразу уменьшаются, отступают на расстояние и там выстраиваются ровной чередой: всё становится ясно, спокойно и мирно, всё ладится и успевается. И как я ни стараюсь в городской жизни сохранить размеренность и спокойствие, не получается. Так что мне видится один выход: перебираться за город. Вариант, конечно, весьма небыстро воплощаемый, но дорогу осилит идущий. Как в вышивке - стежок за стежком, так и в жизни - шажок за шажком. Надеюсь, любимое моё занятие здесь сослужит мне службу и вышивка на желание усилит мой сигнал во Вселенную. Осталось только выбрать дизайн домика и начинать мечтать, как я буду рукодельничать в отдельной комнатке своей усадьбы... 

14 комментариев:

  1. Восхитительно! Спасибо большое за фотографии и интересный рассказ. Жаль от меня это далеко, с огромным интересом бы съездила в такие красивые места. Была у нас Санкт-Петербурге в музеях-квартирах Достоевского и Некрасова, но загородные дома это действительно другой мир.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кира, мне приятно, что вы ко мне заглянули, и я рада, что Вам понравилось! Ночью забыла добавить фото речки, на которой стоит усадьба Достоевских и кабинета Фёдора Михайловича, исправила.
      Если решитесь на поездку, то основной точкой маршрута делайте Новгород: по пути заедете к Некрасову, а из Новгорода съездите в Руссу. Это самое оптимальное.
      Вот квартиры-музеи я мало видела. Только булгаковскую нехорошую квартиру, но это не то совсем... В период активного кульпросвета не дошла, а сейчас некогда, жаль. Зато в усадьбы с удовольствием путешествую. Это особый мир, Вы правы. Особенно, для тех, кто любит ушедшую эпоху русской усадьбы, золотой век русской литературы.

      Удалить
    2. Поездка к сожалению сейчас маловероятна, но буду мечтать) У нас в городе музеев-квартир много, стараюсь по мере возможности их посещать.

      Удалить
  2. Света, спасибо за уголок другого мира. На фото не совсем игольница - это швейка со струбциной (приспособление для быстрого закрепления ткани для шитья или вышивки), вот здесь можно почитать http://www.thimble.ru/shve.html, использовалась и в крестьянском быту, и в городском.
    А у Некрасова чучело медведя стоит в гостиной?
    Комнаты в усадебных домах удивляют своими скромными размерами. И кровати такие узенькие, никаких тебе кинг-сайз :) А хозяйственные комнаты (кухни, гардеробные и т.п.) в домах сохранились или в них сделаны помещения администрации музея?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В рукодельном ящичке лежит, видимо, заготовка под полотенце - с бахромой. Думаю, что полотенце, т.к. длинное и вышито на домоткани (края у холста видны неровные - так на ткацком станке получалось). Но вот такого стиля вышивки опознать не могу, хотя народного творчества разных губерний посмотрела уже немало. Может, какая-то городская импровизация? Они тогда на рубеже веков много псевдорусского вышивали...

      Удалить
    2. Ника, добрый день! Очень рада Вам!
      Спасибо огромное за ответы и догадки. С интересом прочла про швейки, вот это инструменты! Про полотно согласна, очень похоже. А узор, действительно, может быть фантазийным.
      Я бы хотела задать Вам вопрос по "Tyler's Lion", напишу вечером на почту!

      Удалить
  3. Света, привет! Добралась до твоего блога (увидела ссылку в "Клубе друзей" и прочитала там анкету). Очень интересный рассказ и замечательные фотографии! Я тоже очень люблю бывать в старинных русских усадьбах, в том числе писательских. Действительно там время по-другому течет... В Подмосковье была в Мураново и Абрамцево (это как раз недалеко от Пушкино). Советую ;) И в Старой Руссе мы были (как раз, когда в Новгород ездили), у мужа Достоевский - один из любимых писателей. Ну, и мне тоже многое нравится из его творчества. А можешь дать ссылку на мемуары Анны Григорьевны, которые ты читала? Необыкновенная она женщина, очень интересно будет почитать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ивита, привет! После вступления в клуб, у меня сразу прибавилось гостей, чему я очень рада и мне приятно, что моя заметочка тебе нравится!
      Я не была ещё в Мураново и Абрамцево, хотя наслышана. Там есть сирень? Хочется поехать в конце мая - начале июня. Я ещё к Чехову хочу, тоже не была. Вообще, Подмосковье у меня - один большой пробел. Наверное, потому что близко и думаешь, что всегда можешь доехать)
      Когда вы были в Руссе? Смотрели что-то ещё?
      Вот книга, которую я читаю: http://www.labirint.ru/books/510141/ Увестистый том, так что подумай, может электронная лучше будет)

      Удалить
    2. В Мураново и Абрамцево мы были не весной, поэтому на сирень не обратила внимание :( Может быть, и есть. В Мураново много роз и шиповника. Писала про него здесь, если вдруг интересно https://vita-vita-handmade.blogspot.ru/2016/08/blog-post_21.html
      В Руссе были в ноябре 2014го, посмотрели Спасо-Преображенский монастырь (там городской музей сейчас) и Дом Достоевского, просто погуляли по городу. Старорусские минеральные воды посмотреть уже не успели - погодка не жаловала...
      Спасибо за ссылку! У меня электронные книги как-то не идут, я либо слушаю аудио, либо покупаю бумажные.

      Удалить
    3. Ивита, прочла пост, спасибо, очень понравилось! Даже захотелось поскорее тепла, чтобы активнее путешетвовать!
      Ух, вы посмотрели больше, чем мы! Но мы проездом были: в этот день нам нужно было добраться из Новгорода в Москву, поэтому на Руссу выкроили лишь несколько часов и осмотрели только дом Достоевских.
      В аудио мемуаров Анны Достоевской я не встречала (не искала), а бумажная книга в Лабиринте сейчас за 719 ;-) Кстати, поймала себя на мысли, что не решилась бы слушать мемуары в аудио, потому что здесь голос автора так ярок, что, боюсь, чтец всё испортит своей интерпретацией.

      Удалить
  4. Спасибо большое за рассказ! Очень интересно! Заметила у Достоевской в рабочей шкатулке образец ретичелло))
    Светлана, заключение прочитала с не меньшим интересом. Если душа требует, просит, надо воплощать! Если есть хоть малейшая возможность - пробуйте!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, рада, что рассказ понравился! Действительно, белый квадратик с цветком очень похож на ретичелло! Я не сильна вышивальных техниках и надеялась, что мои более сведущие читатели помогут, поэтому спасибо, что опознали!
      Возможность есть: участок в часе езды от города. И дому быть, но прежде есть ещё несколько подготовительных пунктов. В целом же, можно сказать, процесс запущен. Надо ещё вышить что-нибудь, чтобы я могла сказать себе, что уж точно делаю всё возможное для исполнения задуманного :)

      Удалить
    2. Желаю исполнения всего задуманного! ))

      Удалить
  5. Усадьба в сайдинге и с разного цвета крыльцами-балконами не очень красиво смотрится, но хорошо хоть вообще сохранилось. Тем более внутри такая красота. А почему, интересно, на стенах японки висят?
    Ээх, вот люди жили, такая мебель красивущая была. Спасибо за познавательную экскурсию, напитала глаза прекрасным, а сердце возвышенным.

    ОтветитьУдалить