суббота, 6 февраля 2016 г.

Вышивание и чтение. Чтение и вышивание

Внезапно родилась ещё одна тема, расширяющая список поводов написать в блог. Я обожаю слушать аудиокниги, вышивая. И сегодня, придя, наконец, в себя после позавчерашней защиты диплома, я взялась за вышивку, по которой очень-очень соскучилась.

Увы, процесс показать не могу, но о книге расскажу. Мне захотелось перечитать "Раковый корпус" Солженицына. Ровно год назад я его читала в первый раз и это второе произведение, которое я прочла у автора. Первое - "Матрёнин двор" - замечательное! Вообще, Солженицын пишет прекрасно, сразу чувствуется большой писатель. И пишет правдиво, верю ему.

"Раковый корпус" многих пугает. Но меня - нет. Простите за откровенность, я это пережила сама и мой супруг сталкивался в нулевых с тем, чем страдал Павел Николаевич Русанов. Так что мне не страшно перед словом "рак" в названии повести. В этой книге я вижу, прежде всего, прекрасную историю любви.

Читая впервые, мне не нравилось солженицынское хаянье власти. Не люблю, когда брызжут желчью. Потом поразмыслила и спокойно приняла этот момент, всё же, автор прошёл через это и его душа навсегда больна прошлым. И далее мне открылась история двух людей, удивительно чутких и искренних. Эта история мне очень понравилась. Боялась страшного финала, но Александр Исаевич не разочаровал, верю его концовке - такая могла бы произойти в реальности. Не всё ясно, что будет с героями, но есть слабый светлый намёк, который даёт возможность читателю додумать свой вариант.

Перечитывая книгу сейчас, я уже больше смакую её, наслаждаюсь языком, деталями. Пристальнее вглядываюсь в героев. И вот что заметила. Собственно, этот момент и сподвиг меня написать сюда. Медсестра Зоя в повести вышивает! Год назад я уже была погружена в мир вышивки, но, видимо, не столь глубоко и потому эта деталь не отпечаталась в памяти. А теперь я с радостью открыла это: да, Зоя вышивает! Гладью! Хочу поделиться этим милым отрывком из книги.

"... — Перспективка! — покрутила Зоя головой, и из той же большой оранжевой сумки достала и развернула вышивание: небольшой кусочек, натянутый на пяльцы, на нём уже вышитый зелёный журавль, а лиса и кувшин только нарисованы.
Костоглотов смотрел, как на диво:
— Вышиваете??
— Чему вы удивляетесь?
— Не представлял, что сейчас и студентка мединститута — может вынуть рукоделие.
— Вы не видели, как девушки вышивают?
— Кроме, может быть, самого раннего детства. В двадцатые годы. И то уже считалось буржуазным. За это б вас на комсомольском собрании выхлестали.
— Сейчас это очень распространено. А вы не видели? Он покрутил головой.
И осуждаете?
— Что вы! Это так мило, уютно. Я любуюсь.
Она клала стежок к стежку, давая ему полюбоваться. Она смотрела в вышивание, а он — на неё. В жёлтом свете лампы отсвечивали призолотой её ресницы. И отзолачивал открытый уголок платья.
— Вы — пчёлка с чёлкой,— прошептал он.
— Как? — она исподлобья взбросила бровки. Он повторил.
— Да? — Зоя будто ожидала похвалы и побольше.— А там, где вы живёте, если никто не вышивает, так может быть свободно продаются мулинэ?
— Как-как?
— Му-ли-нэ. Вот эти нитки — зелёные, синие, красные, жёлтые. У нас очень трудно купить.
— Мулинэ. Запомню и спрошу. Если есть — обязательно пришлю. А если у нас окажутся неограниченные запасы мулинэ — так, может быть, вам проще переехать самой к нам туда?
— А куда это, всё-таки,— к вам?
— Да можно сказать — на целину...".

Фото Полины Соловьёвой, блог "Солнце в банке": solnce-v-banke.blogspot.ru
Продолжить чтение можно в источнике, откуда я цитировала текст.

Пожалуй, я позволю себе и дальше писать здесь не только о том, что непосредственно я сама творю, но и о вышивке в её связи с литературой. Не специально выискивая, а когда будет встречаться. Потому что чтение и вышивка - не только два моих любимых занятия, но и два процесса, которые уж очень мне нравится совмещать :)

А диплом я защитила, да. На "отлично". Присутствовал мой научный руководитель, мой Учитель, что очень поддержало мой дух. Вообще же, было очень здорово, душевно и интересно, не смотря на волнение. Я даже почувствовала себя немного на лекциях, записывая интересные моменты, которые надо погуглить-почитать. Порадовало, что много было неординарных, поистине творческих дипломных работ, которые я затем выпросила почитать у авторов. А ещё, меня очень тронуло то, что почти каждый студент в благодарственной речи говорил, как он любит наш институт и преподавателей, благодарил их, признаваясь, что с ними он нашёл, понял себя. И я сама всем сердцем люблю свой ИЖЛТ, это лучший вуз на свете с самыми замечательными преподавателями. В нём я нашла себя и научилась различать в бездне всяческого чтива настоящую литературу.

2 комментария:

  1. Света, прочла и задумалась... Перечитывать Раковый корпус ни за что бы не хотела, хотя ясно, что повесть (или его еще считают романом, но по мне - так повесть) не о раке как таковом. Просто у меня сейчас мама лечится от рака. Целый год мы в этой атмосфере и в этих корпусах. И от одного названия меня трясет. Я даже сначала не хотела отрывать ваш пост и даже его читать дальше. НО все же интерес переборол мое внутреннее, и я залезла на вашу страничку. Знаете, что мне понравилось: вы умеете читать, это такая редкость особенно среди молодых. Даже среди подготовленных. И еще, вы так вкусно все рассказали, что:
    1. я тоже буду теперь слушать книги во время своих покрасок или другого рукоделия.
    2. Благодаря цитате из "Корпуса" и вашему к ней отношению, я снова начну потихоньку вышивать. Я уже лет 20 не вышивала, много раз пробовала снова начать, но все как-то не ничиналось. Не знаю, сумею ли. Но попробую. :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, во-первых, спасибо за Ваш комментарий. Несколько дней мне понадобилось, чтобы обдумать ответ.
      Понимаю Вас в плане жизненных обстоятельств. Очень понимаю. Искренне желаю, чтобы мама благополучно выздоровела.

      Для меня это произведение тоже повесть, как и для Вас, и для автора. И берясь за неё, я тоже сопротивлялась внутренне. Но чтобы побороть, хотя бы частично, этот внутренний страх свой я и взяла эту книгу. В итоге, могу сказать, что "Раковый корпус" - серьёзное чтение, но гораздо тяжелее у меня шёл Гроссман, его роман "Жизнь и судьба". Он меня травмировал, так и не дочитала. А повесть Солженицына записана в любимые.

      Спасибо за добрые слова. Умение читать, какое есть, сложилось в институте, благодаря моим золотым преподавателям. И там же, кстати сказать, я приспособилась к аудиоверсиям книг. Изначально визуал, я так привыкла совмещать домашние дела и прослушивание книг и лекций, что отучиться теперь не могу)) Да и не хочу: удобно же.
      К процитированному отрывку я отношусь с большой симпатией. Он как красивая бусина в ожерелье. Замечать такие бусины учили меня мастер-классы, где я и мои однокашники читали своё написанное. Друг у друга мы оценивали всё очень подробно, и выработалось пристальное внимание к деталям. Раньше было возьму какого-нибудь писателя с именем, и вроде читаю внимательно, а столько, оказалось, пропускаю!.. Может потому, что про него всё ясно: автор знаменит, чего вчитываться, оценивать, говорят же - классика. А когда читаешь повесть одногруппника, там проживаешь каждую фразу. После таких чтений к оценке любого текста подходишь tabula rasa. И этот фрагмент про вышивающую медсестру я смакую, главным образом, потому, что я тоже увлечена этим видом рукоделия, а уже потом - за его литературную ценность.

      И в заключение, о хорошем. Я буду просто счастлива увидеть в Вашем блоге пост о вышивании. И, осмелюсь подсказать, обратите внимание на авторские схемы. В отличие от фирм, выпускающих наборы для вышивания в промышленных масштабах, свободные дизайнеры не ограничивают себя в сложности разработки (читайте: проработке схемы, количестве цветов, размере вышитой работы и т.п.), в итоге получая более интересный результат. В моём посте с интервью - за каждым именем дизайнера - ссылка на его группу или аккаунт. Удачи!

      Удалить